Советы учителя-дефектолога «Веселые игры с карандашом»

16 апреля 2024 г.
Советы учителя-дефектолога  «Веселые игры с карандашом».
Советы учителя-дефектолога  «Веселые игры с карандашом».

Массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Например:

Упражнение «Крючки» (указательные пальцы «вешаем» на карандаш и передвигаем поочередно то один палец, то другой по карандашу вправо-влево)

Мы повесили крючки

Очень крепкие они.

Чок, чок, чок, чок

Раз крючок и два крючок.


Игры с карандашами можно начинать с вводной беседы.
Мой маленький друг! В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, разноцветные.
Ты рисуешь карандашами замечательные картинки, яркие и веселые.
А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальцами?
Это очень полезные игры. Скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми.

Веселый Карандаш желает тебе успехов!
Возьми свои карандаши и поиграй с ними!
 

Рекомендации
• Сначала все упражнения надо выполнять медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил положение кисти или пальцев и переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ему или научите помогать себе второй рукой.
• Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем другой, после этого двумя руками одновременно.
• Каждому упражнению соответствует своя рифмовка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их знакомыми рифмованными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и ему будет легче контролировать выполнение заданных движений.                 

                             «Утюжок» (1 вариант).
(Прокатывание карандаша по поверхности стола).
Я качу, качу, качу
Карандаш куда хочу.
Вправо - влево, вверх и вниз.
Карандаш, крутись, крутись!

                                                  (2 вариант).
(Прокатывание карандаша по поверхности стола).
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Погладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
Карандаш я покачу
Вправо–влево – как хочу.

                        «Добывание огня»
(Прокатывание карандаша между ладонями).
Карандашик тру, кручу
Я огонь добыть хочу.


                                      «Прятки»
(Сжимание карандаша в кулачке)
Карандашик я сжимаю –
В прятки с ним вот так играю.                            

                                          «Пианино»
(Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальчиков).
Сейчас сяду к пианино -
Заиграют пальцы дивно.
Буду ноты изучать,
По порядку называть:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до!
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до!

                                           «Качели»
(Прижимание попеременно  указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола).
Мы уселись на качели,
И качели полетели.
Раз - и вверх, два - и вниз.
Только, карандаш, держись!

                                          «Догонялки»
(Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук).
Карандашик я возьму,
Его ловко покручу.
Пальчик, пальчик, не зевай,

От меня не отставай!

                                                    «Горка»
(Скатывание карандаша с тыльной стороны ладони пальчиками рук).
Карандаш мы в руки взяли
И на горку побежали.
Карандаш, скорей садись!
Мы помчимся с тобой вниз!
 

                                                 «Юла»
(Вращение карандаша по кругу на столе большим и указательным пальцами).
Карандашик я кручу,
Поиграть с ним так хочу:
Буду по столу катать,
Его из рук не выпускать.

                                                  «Вертолёт»
(Вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами).
Заведем мы вертолет
И отправимся в полет.
Раз, два, три -
Скорей садись!
Карандаш, крутись, крутись!

                                          «Подъемный кран»
(Поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем).
Карандаш я положу,
Одним пальцем подцеплю.
Высоко подниму,
Крепко - накрепко сожму.

                                                «Ладошка»
Обрисовка ладони, лежащей на столе, тупым концом карандаша с массирующими движениями межпальцевой зоны.
Понарошку, понарошку
Нарисую я ладошку.
Раз. Два. Три. Четыре. Пять.
Буду пальчики считать!

                                           «Передай другому»
Передача карандаша каждому пальчику поочередно.
Пальчик, пальчик, не зевай!
Карандаш передавай!

                                             «Скольжение»
(Продвижение пальчиков вверх и вниз по длине карандаша)
С карандашиком дружу,
По нему скольжу, скольжу.
И раз, два, три, -
Крепко пальцы ты сожми.



                                                «Качалочка»
(Качание карандаша между пальцами)
С карандашиком вдвоем
На прогулку мы пойдем.
Будем весело гулять,
Карандашика качать!

                                      «Пропеллер»
(Вращение карандаша между выпрямленными пальцами).
Раз, два, три, -
Мотор включился
и пропеллер закрутился.
Пальчик, пальчик, ты не спи!
Быстрее карандаш крути!

                                                   «Волчок»
Вращение карандаша указательным и большим пальцами.
Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной рукой, а потом другой. Попробуй это сделать то же большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.

                                            «Горка»
Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.
Положи карандаш на верхнюю сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
Во дворе стоит гора
Мы катаемся с утра.
                               

                                        «Качалочка»
Прокатывание карандаша в межпальцевом пространстве.
Прокати карандаш между пальчиками. Постарайся его не уронить.
Карандаш не отдыхает,
Между пальцами гуляет.

                                     «Подъемный кран»
Поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем.
Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.
Карандашик поднимаю,
Крепко пальцем прижимаю.

                                                   «Вертолет»
Вращение карандаш между большим, указательным и средним пальцами.
Возьми тонкий длинный карандаш тремя пальцами. Покрути его . пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолета.
Отправляется в полет
Наш красавец-вертолет.

                                                «Скольжение»
Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцам, как при рисовании и с упором острым концом в стол.
Держи пальцами длинный карандаш так. Как ты обычно его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы. Продвигайся по карандашу вверх и вниз.
По карандашу скольжу,
Съехать вниз скорей спешу.

                                          «Ладошка»
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.
Положи на стол ладонь. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.
Нарисую я ладошку,
Отдохну потом немножко.

                                         «Догонялки»
Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.
Пальчики бегут вперед,
И никто не отстает.

                                          «Качели»
Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами карандаша к поверхности стола.
Положи тонкий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.
Покатаю вверх и вниз –
Крепче, карандаш, держись!

                                       "МОТОР"

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заводи мотор скорей                                                                                                 

И ладони разогрей.                                                                                      

Всё быстрей, быстрей, быстрей,                                                          

Сил, приятель, не жалей.                                                                        

Ход немного замедляем.                                                                   

Видно, к дому подъезжаем.                                                                   

Едем тише, тише, тише.                                                                               

И мотор уже не слышен.

Можно предложить детям самим придумать, к чему подъезжаем (к лесу, к полю, к даче и т. д.)

"СКАЛКА"

Соединить ладони пальцами вперёд так, чтобы одна была сверху, другая – снизу. Карандаш в горизонтальном положении между ладонями. Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам.

Мы порог испечь решили.                                                                      

Ловко тесто замесили.                                                              

Хорошенько раскатаем,                                                                             

 В печку жаркую поставим

"ДУДОЧКА"

Взять карандаш, как дудочку. Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке. Также можно нажимать на «дудочку» всеми пальцами последовательно.

На дудочках играют

Девочки и мальчики.

На кнопки нажимают

Маленькие пальчики.

"КРЮЧКИ"

Карандаш находится в горизонтальном положении. Зацепить его указательными пальцами за концы. Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, снова цеплять его, передвигая пальцы к середине до их сближения.

Мы повесили крючки.

Очень крепкие они.

Чок-чок, чок-чок,

Раз – крючок, два – крючок.

"ЛЕСЕНКА"

Зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца правой руки. Перехватывая карандаш поочерёдно обеими руками, «спускаться по лесенке».

Раз – ступенька, два – ступенька,

Мы идём тихонько вниз.

Раз – ступенька, два – ступенька,

Ты смотри, не оступись!

"КАЧЕЛИ"

Карандаш зажать в горизонтальном положении между пальцами: указательный и мизинец снизу, средний и безымянный сверху. Имитировать качание на качели в ритме стихотворения.

На качели мы поднялись.

Очень сильно раскачались!

Подлетаем выше, выше!

Достаём до самой крыши.

А потом всё ниже, ниже.

И качаться стали тише.

"КОСИЧКА"

Держать карандаш вертикально указательным и большим пальцами одной руки за верхний конец. Перехватывая пальцами то одной, то другой руки, двигаться вниз до другого конца карандаша.

Маленькой сестричке

Заплетём косички.

Сверху вниз косу плети,

Волоски не пропусти.

"САМОЛЁТ"

Зажать карандаш в горизонтальном положении между пальцами: указательный и мизинец сверху, средний и безымянный снизу. Выполнять движения в соответствии со стихотворным текстом.

Моторы в порядке, на месте пилот.

В небо поднялся большой самолёт.

То правым качнёт он, то левым крылом,

Над лесом покружит и сядет потом.

Можно предложить детям придумать самим, над чем покружит самолёт (над домом, над садом, над полем, над дачей, над морем, над речкой и т. д.).

"АЛЬПИНИСТ"

Карандаш поставить на стол, удерживая его вертикально большим и указательным пальцами за нижний конец. Перехватить карандаш одноимёнными пальцами другой руки. Далее перехватывать карандаш пальцами то одной, то другой руки, двигаясь к его верхнему концу. Затем скользящим движением спуститься вниз.

Нелегко подняться ввысь.

Крепче, альпинист, держись.

На вершину попадёшь,

Там немного отдохнёшь.

Оглядись, не торопись

И смелее вниз катись!

"ЦИРКАЧ"

Горизонтально расположенный карандаш держать за конец указательными и большими пальцами обеих рук. Свободная часть карандаша смещена в сторону. Приставными движениями пальцев перемещаться по карандашу до противоположного конца.

Циркач по канату идёт очень ловко.

Какая отвага! Какая сноровка!

#ОбразованиеЭМР#МДОУ47энгельс

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie